
Технические характеристики объективов:
| Характеристики | Canon 10-22 | Sigma 10-20 | 
| Размер (мах. диаметр х длинна), мм | 83,5 х 89,8 | 83,5 х 81 | 
| Вес, г | 385 | 465 | 
| Фокусное расстояние, мм | 10-22 | 10-20 | 
| Светосила | 3,5-4,5 | 4-5,6 | 
| Минимальная диафрагма | 22-27 | 22 | 
| Число лепестков диафрагмы | 6 | 6 | 
| Оптическая схема | 13 элементов, | 14 элементов, 10 групп | 
| Асферические линзы | 2 | 3 | 
| Сверх- / ультра- низкодисперсные линзы | 1 | 3 | 
| Минимальная дистанция фокусировки, см | 24 | 24 | 
| Максимальное увеличение | 0,17 | 0,15 | 
| Привод фокусировки | USM | HSM | 
| Диаметр светофильтра , мм | 77 | 77 | 
| Информация о расстоянии (E-TTL II) | есть | нет | 
| Ориентировочная цена | 720$ | 500$ | 
Как видно из таблицы, за объективом Canon 10-22 mm большая светосила и поддержка передачи рассторяния в модели вспышек Canon Speedlite, поддерживающие стандарт Canon E-TTL II. За объективом Sigma 10-20 mm — более сложная оптическая конструкция и меньшая цена. В остальном эти объективы очень похожи.
Комплектация:
К Sigma 10-20 в комплекте идет бленда и жесткий футляр. У Canon 10-22 ни того, ни другого в комплекте нет.
Бленда от Canon 10-22 — Canon EW-83E стоит около 50$, однако эта же бленда входит в комплект к объективу Canon EF 17-40mm, и (в случае наличия этого объектива) можно съэкономить деньги и место в фоторюкзаке или кофре. Преимущество в комплектации у Sigma 10-20 я оцениваю именно в эти 50$, т.к. футляр из комплекта всё равно не использую.
Конструктив:
Субъективно, тактильные ощущения от объектива Sigma 10-20 вызывают большее уважение — ощущается вес (особенно на меньший размер), нет даже намеков на люфты, корпус менее пластмассовый. Canon 10-22 по конструктиву проигрывает.
Теоретическим преимуществом Canon’а может быть неизменность внешних размеров при зумировании и большая пылезащищенность при надетом светофильтре. Однако за 9 месяцев эксплуатации мой экземпляр Sigma 10-20 не засосал ни единой пылинки, видимой на просвет или на фотографиях. Так что это преимущество Canon 10-22 сомнительно.
Фокусировка и работа автофокуса объективов:
Чем больше объективом пользуешься, тем больше его недостатков знаешь. По опыту фотосъемки виртуальных панорам объективом Sigma 10-20, я могу сказать, что максимум резкости при поджатой диафрагме будет если точка фокусировки смещена за риску бесконечности, примерно на начало знака бесконечность:

Проблема ли это только моего экземпляра — я не знаю. Возможно это то, что называют разбросом качества от Sigma.
Еще на Sigma 10-20 я иногда сталкивался с ситуациями, когда на коротком конце автофокус начинал бегать. При этом точка, на которую Sigma 10-20 фокусировалась, попадала в ГРИП, но где будет находиться ближняя и дальняя границы ГРИП — сказать было невозможно. Я предполагал, что это связано с относительно низкой светосилой Sigma 10-20 mm, но и у Canon 10-22 mm обнаружился тот же недостаток. При ярком свете огрехи автофокуса чуть меньше сказываются у Canon 10-22 mm, однако, при не очень хорошей освещенности — паритет, и там и там плохо. Неприятно, что паритет на недостатках, а не на преимуществах. С другой стороны, применительно к панорамной съемке, недостаток этот незначителен — фотосъемка всё равно в режиме ручной фокусировки.
В сравнении точности работы автофокуса, Canon 10-22 mm, с оговорками, но впереди. Думаю, все-таки для точной работы автофокуса на ширике и F3,5-4,5 мало. Надо копить на ФФ и 16-35II 2,8L.
Углы обзора объективов и максимальные размеры равноугольной проекции панорамы в PTGui:
| Объективы | Canon 10-22 mm | Sigma 10-20 mm | 
| Углы обзора (по данным PTGui, съемка 8+8+Z) | 109,3-109,4° | 108,0-108,1° | 
| Максимальный размер равноугольной проекции | 11540 х 5770 | 11674 х 5837 | 
Чуть большие углы обзора объектива Canon 10-22 способны обеспечить большее перекрытие. При алгоритмах съемки 8+8+Z это не принципиально, однако, если фотосъемка панорамы производится по алгоритму 3+6+3, то это приобретает решающее значение. Съемка 3+6+3 объективом Sigma 10-20 крайне затруднена, практически невозможна. Если предполагаете снимать 3+6+3, то Canon 10-22 — ваш выбор. С другой стороны, и при фотосъемке панорам объективом Canon 10-22 по алгоритму 3+6+3 сшивка происходит практически пиксель в пиксель. Насколько для вас ценны дополнительные 1,2-1,4° у Canon 10-22 — решать вам.
Сравнение углов обзора объективов по реальным фотографиям:
Canon 10-22 mm / Sigma 10-20 mm:

Результаты работы PTGui подтверждаются на реальных снимках, действительно, 10 мм от Canon это шире, чем 10 мм от Sigma. Полученные 1,2-1,4° это примерно 2,5 видимых диаметра Луны.
Дисторсия:
Коэффициенты дисторсии (по результатам PTGui, съемка 8+8+Z)
| Объективы | Коэффициенты: | ||
| a | b | c | |
| Canon 10-22 | 0,06954 | 0,04068 | 0,01958 | 
| Sigma 10-20 | 0,05601 | 0,08096 | -0,00784 | 
Тест-сравнение на реальных фотографиях:

Тест на геометрию показывает, что Canon 10-22mm имеет более выравненную дисторсию, однако и у объектива Sigma 10-20mm с дисторсией всё достаточно благополучно.
Тест резкости на мире ISO 12233:
Условия теста:
Камера Canon 20D была закреплены на штативе. Размер миры 27,5х49 см, проградуирована до 2000 линий, распечатана на матовой бумаге. Расстояние фотосъемки увеличено втрое для минимизации погрешности миры в области предельных значений (число на шкале надо множить на 300). Баланс белого — по белому листу, выставлялся отдельно для Canon 10-22 и Sigma 10-20. Фокусировка только центральным датчиком.
| Canon 10-22 mm 
 | Sigma 10-20 mm 
 | |
| F11, центр | 
 | 
 | 
| F8, центр | 
 | 
 | 
| F5,6, центр | 
 | 
 | 
Обе линзы продемонстрировали достаточно высокое разрешение, приближающееся к 2000 черно-белых линий на всех рабочих диафрагмах. По центру у Sigma 10-20mm имеет незначительное преимущество на диафрагме F11, у Canon 10-22mm — преимущество, также незначительное, на F8 и F5,6.
Резкость на реальных фотографиях :
Условия теста:
Камера Canon 20D на штативе. Фокусное растояние 10мм. Относительное отверстие диафрагмы F11 (т.к. F11 я использую более чем в 95% случаев при создании виртуальных панорам). Автофокус по центральной зоне.

| Canon 10-22 mm | Sigma 10-20 mm | 
|  |  | 
|  |  | 
|  |  | 
По центру преимущество у Sigma 10-20mm. По краям — местами лидирует Sigma 10-20mm, местами Canon 10-22mm. Как у Sigma 10-20mm, так и у Canon 10-22mm по краям значительное падение разрешающей способности. Вцелом, на F11, т.е. на самой используемой диафрагме для панорамной фотосъемки, незначительное преимущество у Sigma 10-20mm.
Контраст и цветовой баланс
Контраст выше у Canon 10-22mm. Это, за очевидностью, даже обсуждать не стоит. Кадры в тесте на разрешение говорят сами за себя.
Мнение «Сигма желтит» можно услышать достаточно часто. Насколько это приемлемо к сравнению Canon 10-22mm vs. Sigma 10-20mm я сказать не берусь — слишком долго я снимал этой Сигмой и её цветовой баланс мне наравится больше.
И контраст, и уж тем более цветовой баланс можно в достаточно больших пределах подогнать RAW-конверторе.
Хроматические аберации:

Кроп 100%, внутрикамерный JPEG, без какой-либо коррекции.
| Canon 10-22 | Sigma 10-20 | 
|  |  | 
|  |  | 
Три асферические линзы в Sigma 10-20mm против двух у Canon 10-22mm и вот результат. На снимках четко видно, что Canon 10-22mm безоговорочно уступает Sigma 10-20mm. Причем преимущество не столько в размере каемок хроматических абераций, а в их насыщенности.
Исправление ХА в RAW-конвертере:
Условия: Frinde — по ситуации, Sharpness — 30, JPEG-quality — 55.
| Canon 10-22 | Sigma 10-20 | 
|  |  | 
И у Canon 10-22mm, и у Sigma 10-20mm ХА исправляются неполностью. Приходится искать компромисные значения, чтобы исправляя ХА в одном месте, они не вылазили в другом.
При коррекции ХА резкость у Canon 10-22mm, как правило, снижается, а у Sigma 10-20mm — повышается.
Стойкость к зайцеобразованию:
| Canon 10-22 mm | Sigma 10-20 mm | 
| Источник света по центру кадра: | |
|  |  | 
| Источник света у границы кадра: | |
|  |  | 
| Источник света ~75° к оптической оси: | |
|  |  | 
| Кроп 100%: | |
|  |  | 
Canon 10-22mm показал плохую зайцеустойчивость при фронтальной направленности источника света и при свете ~75° к оптической оси. Бликующий круг-радугу вокруг Солнца вряд ли можно выдать за художественный прием. Выраженные хроматические шестиугольники у Canon 10-22 тоже добавляют проблем. Слабая стойкость к зайцеобразованию при боковых лучах у Canon 10-22 дает повод задуматься о бленде Canon EW-83E.
У объектива Sigma 10-20 есть мелкие слабохроматичные блики при источнике света вблизи или непосредственно за границами кадра. Sigma 10-20 у Солнца иногда дорисовывает лучики (от чего зависит — я так и не понял), это гораздо красивее, как на виртуальных сферических панорамах, так и на отдельных кадрах.
Заначительная часть бликов, как на Canon 10-22, так и на Sigma 10-20, исчезнут сами при блендинге панорамы. По зайцеустойчивости, на мой взгляд, Sigma 10-20 бесспорно впереди.
Толерантность к светофильтрам
Условия теста: Фокусное — 10мм. Диафрагма — F8. Кроп 50%, покзазан правый верхний угол.
| Canon 10-22 mm | Sigma 10-20 mm | 
| Без светофильтра | |
|  |  | 
| Узкий UV-фильтр Kenko PRO1 Digital UV(W) 77mm | |
|  |  | 
| Узкий полярик Kenko WIDE BAND C-PL(W) 77mm | |
|  |  | 
| Kenko PRO1 Digital UV(W) 77mm + Kenko WIDE BAND C-PL(W) 77mm | |
|  |  | 
Из своего опыта склейки виртуальных сферических панорам, отснятых Sigma 10-20, также могу сказать, что и без всяких светофильтров виньетирование на Sigma 10-20 имеется (хотя на глаз незаметное), а узкий UV-фильтр виньетирования не добавляет.
Бутерброд из двух светофильтров на Canon 10-22 создает значительное виньетирование. Необходимость использовать только узкие светофильтры и поодиночке, возможно, для кого-то будет принципиальным фактором.
Иррациональные характеристики:
Рисунок оптики, если таковой термин можно использовать по отношению к бюджетным зумам, мне не нравится ни на той, ни на другой линзе. Когда у меня был в качестве штатник Canon 17-85IS USM, то рисунок Sigma 10-20 мне нравился, допускаю, что рисунок Canon 10-22 мне бы вмолне мог понравиться еще больше. Но сейчас я в качестве штатника имею Canon 24-70 2.8L и планка стала выше. И Canon 10-22, и Sigma 10-20 это ступень вниз.
Боке… обычно эта характеристика неприемлема к панорамной съемке и вообще со сверхшириками дружит плохо.
Сравнение на виртуальных панорамах:
Цель: показать как бы выглядили исходные снимки на панораме, если к ним не применить обработку. На художественное качество не претендую.
Условия съемки: Съемка 8+8+Z, JPEG внутрикамерноно сохранения. ББ — авто. Склейка PTGui. Размер равноугольной проекции — 9000×4500, интерполятор — Lanczos. JPEG-качество — 50%. Внимание! Размер 4,7Мб.
| Canon 10-22 mm (в новом окне) | Sigma 10-20 mm (в новом окне) | 
Картинка отличается, но вполне сопоставима, преимущество кому-то отдать трудно. И очевиден большой потенциал для её улучшения.
Награды:
| Canon 10-22 mm | Sigma 10-20 mm | 
| — ??? — | 
 «TIPA (Technical Image Press Association) best consumer lens in Europe, 2006» | 
| 
 «Choice award — 2006» | |
Заключение:
Ни Canon 10-22, ни Sigma 10-20 не показали провальные результаты по какой-либо из характеристик. Применительно к панорамной съемке, оба объектива достаточно хороши в данном ценовом диапазоне. Canon 10-22 имеет больше как достоинств, так и недостатков. Sigma 10-20 это достаточно сбалансированный «среднесерый объектив».
Плюсами Canon 10-22mm являются: хорошая резкость начиная с F5,6, контраст, светосила, больший (на 1,2°) угол обзора, хорошо выравненная дисторсия. Недостатком являются значительные и плохо исправляемые хроматические аберации, низкая зайцеустойчивость, падение разрешения по краям. Возможно, придется дополнительно потратить 50$ на бленду Canon EW-83E.
Плюсами Sigma 10-20mm являются: конструктив, лучшая рекость на F11, меньшая цена. Недостатки: проблемы с фокусировкой, падение разрешения по краям кадра, низкий контраст.
По совокупности характеристик мой выбор — Sigma 10-20mm, даже закрыв глаза на цену.








