Zenitar 16 mm F2.8 Fisheye
Полнокадровые объективы типа фишай — особые линзы, которые достаточно широко используются в творческой фотосъемке, начиная от создания дружеских шаржей а-ля «моя любимая тёща» до съемки архитектуры. Выраженное преувеличение перспективы при сохранении съемки в полный кадр — сильное выразительное средство. Програмная обработка полученного изображения позволяет использовать эти линзы и для панорамной фотосъемки. Среди существующих в настоящей момент на рынке имеется Sigma 15mm f/2.8 EX, MC Zenitar 16 mm f/2.8, Nikon-Nikkor 16 mm f/2.8D AF, Canon EF 15 mm f/2.8, Tokina 10-17mm f/3.5-4.5 AF DX, теоретически можно встретить Carl Zeiss F-Distagon 16 mm f/2.8 и еще более экзотические варианты. Сравнению двух первых из этого списка, Sigma 15mm f/2.8 и Zenitar 16 mm f/2.8 и посвящена эта статья.
Итак, обо всем попорядку…
Sigma 15 mm Fisheye vs. Zenitar 16 mm F2.8 Fisheye: технические характеристики
Сводная таблица технических характеристик объективов Sigma 15 mm Fisheye и Zenitar 16 mm F2.8 Fisheye
Характеристики: | Sigma 15mm f/2.8 | Zenitar 16 mm f/2.8 |
Фокусное расстояние, мм | 15 | 16 |
Светосила | 1:2,8 | 1:2,8 |
Мин. относительное отверстие | 1:22 | 1:22 |
Кол-во линз / групп | 7 / 6 | 10 / 7 |
Мин. дистанция фокусировки, см | 15 | 30 |
Максимальное увеличение | 1:3,8 | ? |
Установка светофильтров | Задняя, желатиновые фильтры | Задняя, под резьбу M26?0,75 |
Размеры ( O ? длинна), мм | 73,5 ? 65 | 63 ? 49 |
Масса, г | 370 | 310 |
Байонеты | SIGMA, CANON, NIKON (D), SONY/MINOLTA, PENTAX |
М42, К (PENTAX), H (NIKON) |
Оптическая схема |
Sigma 15 mm Fisheye vs. Zenitar 16 mm F2.8 Fisheye: Конструктивные особенности
Корпус у Sigma 15mm f/2.8 EX Fisheye без всяческих люфтов а также его «обрезиненная» поверхность вызывает уважение. Придраться к внешнему виду практически невозможно. С надетой крышкой очень похож на своего младшего братца, Sigma 8mm f/3.5 EX Circular Fisheye (на фото посредине), с которым даже кофры идентичны.
Крышка на Sigma 15mm f/2.8 и Zenitar 16 mm f/2.8 крепится по-разному. Sigma использует двойную конструкцию: тубус, надевающийся на бленду, и стандартную крышку на 72 мм, надевающуюся на этот тубус. Конструкция аналогичного типа используется и на объективах Sigma 12-24 mm f/4-5.6 и Sigma 8 mm f/3.5 Circular Fisheye.
На мой взгляд, значительным недостатком крышки у Сигмы является способ фиксации тубуса. Там для плотного прилегания используется искусственная замша, частички которой обкрашиваются и попадают на переднюю линзу. Из-за этого каждый раз при надевании\снимании крышки требуется обтряхивать переднюю линзу кисточкой.
КМЗ на старых объективах Zenitar 16 mm f/2.8 ставил крышку из мягкого пластика, одевающуюся поверх бленды (показана на картинке), в новых стала применяться крышка из жесткого пластика с распорками.
Возможность установки светофильтров на Sigma 15 mm Fisheye и Zenitar 16 mm Fisheye решена по-разному. В объективе Sigma 15 mm есть крепление для установки «желатиновых» фильтров:
А Zenitar 16 mm имеет для светофильтров резьбовое крепление M26?0,75. При этом 4 светофильтра идут в комплекте. Для них предусмотрен специальный держатель на откидной крышке футляра:
Sigma 15mm f/2.8 EX Fisheye выпускается практически под все современные байонеты, кроме Sigma, есть версии для Canon-EOS, NIKON-D, MINOLTA-A (Konika-Minolta, Sony), Pentax. Zenitar 16 mm f/2.8 Fisheye выпускается в трех вариантах: М42, Pentax-К и Nikon-H. У меня оказался экземпляр под Pentax-К и ставился он на Canon-EOS через два адаптера Pentax-К -> Yashica/Contax и затем Yashica/Contax -> Canon-EOS. Несмотря на значительную толщину этого тандема из двух переходников, «бесконечность» осталась.
Sigma 15 mm Fisheye vs. Zenitar 16 mm F2.8 Fisheye: Микрорезкость по центру
Кроп 100%, съемка в режиме Av, коррекций ХА, ББ и экспозиции не проводилось.
f/2.8
f/4
f/5.6
f/8
f/11
f/16
f/22
Думаю, комментировать эти снимки смысла не имеет.
Sigma 15 mm Fisheye vs. Zenitar 16 mm F2.8 Fisheye: Микрорезкость по краю
Кроп 100%, съемка в режиме Av, коррекций ХА, ББ и экспозиции не проводилось.
f/2.8
f/4
f/5.6
f/8
f/11
f/16
f/22
Sigma 15 mm Fisheye vs. Zenitar 16 mm F2.8 Fisheye: Хроматические абберации
Хроматические абберации на объективах Sigma 15 mm Fisheye и Zenitar 16 mm Fisheye имеют разный характер и устраняются в RAW-конверторе в разной степени. Впрочем, лучше один раз увидеть.
Sigma 15 mm Fisheye: Кроп 300%, до и после коррекции ХА:
На снимке первый кадр — 300%-ный кроп внутрикамерного jpeg, второй — после коррекции в ARC.
Zenitar 16 mm Fisheye: Кроп 300%, до и после коррекции ХА:
На снимке первый кадр — 300%-ный кроп внутрикамерного jpeg, второй — после коррекции в ARC.
Sigma 15 mm Fisheye vs. Zenitar 16 mm F2.8 Fisheye: Контраст при съемке в контровом свете
Условия съемки: Canon 5D, F11, ХА не правились, экспонирование по листве. Кроп 25%. Во время съемки было голубое небо с легкой дымкой.
Sigma 15 mm Fisheye vs. Zenitar 16 mm F2.8 Fisheye: Сравнение на виртуальных панорамах
Условия съемки и обработки: Canon 5D, F11, экспозиция фиксирована и одинакова для Sigma 15 mm Fisheye и Zenitar 16 mm Fisheye, исправлен ББ и ХА, шарпинг не применялся. Сшивка проводилась при помощи PTGui Pro v.7.0beta11 в разрешении 9000х4500 с применением интерполятора Lanczos. Перевод в QTVR и Flash а также ужатие до 4500х2250 осуществлялись при помощи Pano2QTVR v.1.6.2. Во время съемки небо было затянуто легкой дымкой.
Сферическая панорама №1
9000х4500, 65% jpeg -качество:
http://3dpanorama.ru/blog-files/sigma15-vs-zenitar16/sigma-1l.mov — Сигма
http://3dpanorama.ru/blog-files/sigma15-vs-zenitar16/zenitar-1l.mov — Зенитар
4500х2250, 45% jpeg -качество:
http://3dpanorama.ru/blog-files/sigma15-vs-zenitar16/sigma-1s.mov — Сигма
http://3dpanorama.ru/blog-files/sigma15-vs-zenitar16/zenitar-1s.mov — Зенитар
Сферическая панорама №2
9000х4500, 65% jpeg -качество:
http://3dpanorama.ru/blog-files/sigma15-vs-zenitar16/sigma-2l.mov — Сигма
http://3dpanorama.ru/blog-files/sigma15-vs-zenitar16/zenitar-2l.mov — Зенитар
4500х2250, 45% jpeg -качество:
http://3dpanorama.ru/blog-files/sigma15-vs-zenitar16/sigma-2s.mov — Сигма
http://3dpanorama.ru/blog-files/sigma15-vs-zenitar16/zenitar-2s.mov — Зенитар
Качество сшивки:
Методика тестирования: PTGui Pro v.7.0beta11, однократный запуск генератора КТ, последовательная оптимизация дисторсии, после чего удаление 20 КТ с наибольшим отклонением.
Пример |
Результат оптимизации дисторсии*
|
|
Sigma 15 mm Fisheye
|
Zenitar 16 mm F2.8 Fisheye
|
|
#1 | Avr: 0,6566 Min: 0,0341 Max: 2,4015 very good to be true |
Avr: 0,5031 Min: 0,0275 Max: 1,4357 very good to be true |
#2 | Avr: 1,6860 Min: 0,0359 Max: 8,3642 very good |
Avr: 0,5692 Min: 0,0194 Max: 2,3185 very good to be true |
* для размера эквидистантной проекции 9000х4500.
Гистограмма цвета:
В качестве примера взята эквидистантная проекция с первой панорамы.
Sigma 15 mm Fisheye vs. Zenitar 16 mm F2.8 Fisheye: Выводы и заключение
Подводить итоги — дело неблагодарное, всегда найдется такой, у которого система ценностей в фотографии другая. Поэтому, раз и навсегда, замечу, что выводы мои субъективны.
-
Сигма лучше по скойкости к контровому свету, бликоустойчивости, имеет меньше ХА, которые практически полностью правятся в РАВ-конвертере, но при этом чуть теряется резкость.
-
Зенитар на рабочих диафрагмах лучше по разрешению (16 vs 15 не перебивается), плавности передачи цвета, точности сшивки, ХА исправляются не полностью, но резкость при этом не теряется.
-
На Sigma 15 mm Fisheye следует избегать диафрагм больше f/16, а на Zenitar 16 mm F2.8 Fisheye следует избегать диафрагм менее f/8.
-
Нодальная точка выставляется совершенно четко на обеих линзах, т.е. смещения нодальной точки для краевых лучей нет, за счет чего на обеих линзах параллакс адекватно может быть компенсирован.
-
Резкость по центру на рабочих диафрагмах на обеих линзах приктически упирается в матрицу Canon 5D — практически попиксельная резкость, большего и желать сложно.
-
Конструктивные недочеты есть и у того, и у другого.
One comment
Огромное спасибо автору за статью!!