A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Дополнения к глоссарию можно делать в комментариях.

A

Autopano Pro
Autopano Pro – программа для автоматического сшивания панорам, в том числе виртуальных сферических панорам. Имеет качественный алгоритм расстановки контрольных точек, пакетный режим работы, поддержку HDR, fisheye-объективов и т.д. Однако отсутствие гибкой ручной настройки накладывает существенные ограничения на богатые декларируемые возможности.
Сайт: http://www.autopano.net/

B

C

Circular fisheye
Circular fisheye – см. «Fisheye»

D

DevalVR
DevalVR – плеер, который позволяет просматривать сферические и цилиндрические виртуальные панорамы, воспроизводить виртуальные туры. Поддерживает QTVR-формат, панорамы в эквидистантной и кубической проекциях. Отличается малым размером и великолепным качеством изображения. Существует как в виде плагина для браузеров (IE, Opera, Farеfox, NN), так и в виде отдельной программы, не требующей инсталяции.

DevalVR-скрипт
DevalVR-скрипт – скриптовый язык, позволяющий с помощью DevalVR-плеера использовать дополнительные возможности при просмотре виртуальных панорам (авторотация, настройка интерфейса, ограничение углов обзора и т.д.) а также организовывать отдельные виртуальные сферические панорамы в виртуальный тур.

Drum fisheye
Drum fisheye – см. «Fisheye»

DFOV
DFOV – Diagonal Field Of View – угол обзора объектива по диагонали.

DOF
DOF (Depth Of Field) – глубина резко изображаемого пространства.

E

Entrance pupil
Entrance pupil — см. входной зрачок объектива.

F

«Fisheye»
«Fisheye» («Рыбий глаз») – это сверхширокоугольный объектив с неисправленной дисторсией, у которого линейное расстояние от центра кадра до элемента изображения на пленке/матрице пропорционально угловому расстоянию этого же элемента в реальности от оптической оси объектива.

По признаку, какая часть круга изображения, формируемого объективом, попадает на пленку/матрицу, различают 3 вида фишай-объективов:

Circular (круговой, циркулярный) fisheye – HFOV = 180° и VFOV = 180°

Drum (бочкообразный) fisheye – HFOV = 180° но VFOV < 180°

Full frame (полнокадровый) fisheye — DFOV = 180°

fisheye

Flash
Flash — универсальный формат мультимедиа-файлов в Интернете. Разработка компании Macromedia, в настоящее время перекуплена компанеей Adobe. Начиная с версии Flash 8 появилась возможность воспроизведить полноэкранные виртуальные сферические панорамы и виртуальные туры. Для качественного просмотра требует достаточно мощных компьютеров. В последние годы сходит на нет за счет практически полного прекращения поддержки разработчиком и ограниченного применения на современных мобильных устройствах.

FOV
FOV (Field Of View) – угол обзора объектива.

Full frame fisheye
Full frame fisheye – см. «Fisheye»

G

H

HFOV
HFOV (Horizontal Field Of View) – угол обзора объектива по горизонтали (по длинной стороне кадра).

I

iPIX / IPIX
iPIX – фирма, занимающаяся патентрым терроризмом на рынке панорамного обеспечения. Долгое время считала, что только её разработки имеют право изготавливать панорамы из изображений, полученных объективами «Fisheye». На сегодняшний день этот скользкий патент в Европе отозван, а сама фирма является банкротом.

iPIX-панорамы
iPIX-панорамы – виртуальные панорамы для просмотра через виртуальную машину Java, требуют специального (отдельно устанавливаемого) Java-аплета и характеризуются весьма посредственным качеством. Однако, несмотря на моральное устаревание технологий и низкое качество самих панорам, многие годы iPIX-панорамы являлись стандартом де-факто. В настоящее время эта ниша занята Google-панорамами и Google-виртуальными турами на основе собственной технологии Google Street-view.

J

Java-апплет
Java-апплет — программный компонент в двоичном коде виртуальной машины Java, исполняется в окне Интернет-браузера, в целях безопасности изолирован от основной системы. На базе Java-апплетов реализованы некоторые программы просмотра панорам, в частности iPIX.

Java-VM (виртуальная машина Java)
Виртуальная машина Java — программа, интерпретирующая и исполняющая Java-апплеты. Виртуальная машина Java в реализации Microsoft имеет проблемы с безопасностью и падением производительности при больших нагрузках. В результате многочисленных судебных тяжб Sun и Microsoft, судьба виртуальной машины Java на платформе Windows в настоящее время представляется туманной.

K

L

M

N

NPP
NPP (No-Parallax Point, center of perspective, центр перспективы) – точка на оптической оси объектива, являющаяся центром входного зрачка. В cлучае, если при панорамной съемке оси вращения пересекаются в NPP, то параллакс не проявляется.

O

P

pano12.dll
pano12.dll – основная библиотека, ядро PanoTools, в файле содержатся алгоритмы преобразований искажений объектива. В некоторых дистрибутивах PanoTools в файл внесено ограничение на использование объективов типа «Fisheye». В зависимости от операционной системы возможны варианты названий: pano12.dll, libpano12.so, libpano12.dylib и pano12.lib.
Неофициальный сайт: http://www.photocreations.ca/panotools/
Современные версии PTGui не требуют дополнительной установки pano12.dll.

Pano2QTVR
Pano2QTVR — программа для конвертирования эквидистантной и кубической проекций виртуальных сферических панорам друг в друга а также в форматы QTVR, Flash 8, SPi-V, проекции полярных координат. Также может создавать VR-объекты. Есть бесплатная версия. Версия PRO может вставлять в QTVR- и Flash-панорамы хотспоты, что позволяет создавать виртуальные туры.
Сайт: http://gardengnomesoftware.com/
В настоящее время проект разбит на два самостоятельных продукта Pano2VR и Pano2Object.

Pano2VR
Pano2VR — дальнейшее развитие программы-конвертора Pano2QTVR. Имеет более интуитивно понятный интерфейс. На сегоднешний день лишена возможности создавать VR-объекты, однако появилась возможность конвертировать панорамы не только во Flash 8, но и во Flash 9.
Сайт: http://gardengnomesoftware.com/

PanoTools
PanoTools (Panorama Tools) – первый программный пакет, позволяющий гибко управлять дисторсией объективов и получать панорамы в разных проекциях. Автор программы – профессор физики Хельмут Дерш (Helmut Dersch) – из-за патентных разборок с iPIX прекратил поддержку своего проекта, однако на ядре PanoTools созданы другие панорамные программы, в т.ч. PTGui.

PTGui
PTGui – одна из наиболее продвинутых программ для изготовления панорам. Поддерживает HDR, ручную и автоматическую расстановку контрольных точек, различные типы панорамных проекций (плоскостная, цилиндрическая, эквидистантная, проекции полярных координат). Есть экспорт в различные форматы.
Сайт: http://www.ptgui.com/

Q

QTVR
QTVR – адаптация MOV-формата для просмотра виртуальных панорам, созданный фирмой Apple. Исторически является первым форматом, позволяющим просматривать панорамы в полный экран с хорошим качеством. MOV-файлы представляют собой «контейнер», в котором помимо панорамных изображений может содержаться музыка, видео и спрайты.

QuickTime
QuickTime – программа-плеер от Apple, позволяющая (помимо прочего) просматривать виртуальные панорамы в QTVR-формате с хорошим качеством. Возможно корректное воспроизведение панорам с углом обзора меньшим 360°.

R

Realviz Stitcher
Realviz Stitcher — програмный продукт, позволяющий выполнять все этапы создания панорам: от сшивки до расстановки хотспотов. Есть поддержка fisheye-объективов, HDR сшивки, конвертирование во Flash, QTVR, IVP.
Ссылка: http://www.realviz.com/products/st/index.php

S

Shockwave Player
Shockwave Player — альтернативный продукт от Adobe для интерактивного мультимедиа контента. Может быть также использован для просмотра виртуальных туров и сферических панорам. Для отображения панорам использует формат SPi-V.

Smartblend
Smartblend — интеллектуальная программа-блендер, способная выравнивать соседние кадры при сшивке по освешенности и цветовой температуре, в ряде случаев неплохо маскирует параллакс. В качестве плагина или составной части используется в Autopano Pro, PTGui, PTAssembler, Realviz Stitcher.
Скачать http://smartblend.panotools.info/

Spherical map (spherical texture)
Spherical map – название эквидистантной проекции в 3D-моделировании.

SPi-V
SPi-V — формат панорамных файлов для Shockwave Player. Представляет собой 6 изображений кубической проекции, поставленных столбиком друг на друга и сохраненных с jpeg-сжатием.

T

U

V

VFOV
VFOV (Vertical Field Of View) – угол обзора объектива по вертикали (по короткой стороне кадра).

VR-объект
VR-объект —

W

X

Y

Z

А

Авторинг
Авторинг – процесс объединения нескольких отдельных виртуальных панорам в один готовый проект (чаще всего — виртуальный тур), насыщения панорам активными зонами, звуковым сопровождением, анимацией, видеороликами и другими мультимедийными элементами, подключение авторотации и автоперехода между отдельными панорамами, а также встраивание виртуальных панорам в презентационные оболочки или интернет-страницы.

Активная зона
Активная зона (она же хот-спот) – место на виртуальной панораме, по наведении на которое или щелчку на котором выполняется какое-либо действие: переход к другой панораме в виртуальном туре или запуск анимации, музыкального сопровождения и др.

Б

В

Виртуальная панорама
Виртуальная панорама – 360-градусное изображение окружающего пространства, приспособленное для просмотра на плоском мониторе компьютера. Может быть сферической (360° по горизонту и 180° от зенита до надира) и цилиндрической (также 360° по горизонту, но неполный охват по вертикали).

Виртуальный тур
Виртуальный тур – несколько виртуальных панорам, объединенных активными зонами перехода из одной в другую. Помимо этого может включать статичные фотографии, музыкальное сопровождение, анимацию и видеоролики и т.п.

Входной зрачок (входной зрачок объектива)
Входной зрачок объектива (entrance pupil) – плоскость, перпендикулярная оптической оси объектива и являющаяся виртуальной диафрагмой. Отношение фокусного расстояния объектива к диаметру входного зрачка определяет f-число.

pupil

Г

ГРИП
ГРИП – глубина резко изображаемого пространства. Зависит от диафрагмы объектива, разрешающей способности матрицы фотокамеры или плёнки а также масштаба изображения (производная расстояния до объекта и фокусного расстояния объектива).

Д

Е

Ё

Ж

З

Зенит и надир
Зенит и надир – верх и низ соответственно. Надир — вниз от горизонта на 90 градусов, зенит — вверх от горизонта на 90 градусов.

И

Интерполяция
Интерполяция — расчет недостающих пикселей на изображении (которые обрауются, например, при изменении одной панорамной проекции на другую) по соседним.

Й

К

Контрольные точки (КТ)
Контрольные точки (сокращенно: КТ) – идентичные точки на снимках, снятых с перекрытием, которые используются для сшивки отдельных фотографий в одно панорамное изображение.
Кубическая проекция
Кубическая проекция – проекция сферы на стороны куба, одна из базовых проекций при изготовлении виртуальных сферических панорам. Изображение в кубической проекции имеет минимальные искажения, эквивалентные съемке широкоугольным объективом.

Л

М

Многорядная панорама
Многорядная панорама — панорама, съемка которой осуществлялась в несколько рядов кадров.

Н

Надир
Надир – см. зенит и надир.

Нодальная точка
Нодальная точка – одна из двух точек в оптической схеме объектива, для практической фотографии интереса не представляет. В абсолютном большинстве современных многолинзовых объективах нодальная точка не совпадает с NPP (No-Parallax Point) и входным зрачком объектива, однако часто эти понятия ошибочно (или из патерналистических побуждений) подменяют друг друга.

О

Однорядная панорама
Однорядная панорама — панорама, съемка и последующая сшивка которой которой производилась из фотографий в один ряд.

Оптическая ось объектива
Оптическая ось объектива — воображаемая линия, проходящая через центр отверстия диафрагмы и перпендикулярная плоскости пленки или цифровой матрицы фотокамеры.

П

Панорамная головка
Панорамная головка – штативная головка, которая позволяет совмещать NPP с центром вращения при вращени фотокамеры с объективом в горизонтальной плоскости (по вертикальной оси). Пример: Manfrotto 303 Plus.

Параллакс
Параллакс – видимое изменение взаимоположения предметов вследствие перемещения наблюдателя.

Р

«Рыбий глаз»
«Рыбий глаз» — объектив типа «Fisheye».

С

Сверхширокоугольный объектив
Сверхширокоугольный объектив — объектив, у которого фокусное расстояние менее узкой стороны пленки или матрицы. Для камер 35-мм формата — менее 24 мм, для камер ASP-C — менее 15 мм.

Сферическая панорама
Сферическая панорама – см. Виртуальная панорама.

Сферическая панорамная головка
Сферическая панорамная головка – штативная головка, которая позволяет осуществлять сдвиг фотокамеры в трех плоскостях для позиционирования NPP относительно осей вращения и осуществлять повороты (минимум) по двум осям. Пример: Manfrotto 303 SPH.

Сферическая текстура
Сферическая текстура – название эквидистантной проекции в 3D -моделировании.

Сшивка
Сшивка – процесс объединения нескольких отдельных фотографий в одно панорамное изображение. При создании виртуальных сферических панорам в результате сшивки, как правило, получают эквидистантную проекцию.

Т

У

Ф

Х

Ц

Цилиндрическая панорама
Цилиндрическая панорама – панорама в которой используется цилиндрическая проекция. См. также Виртуальная панорама

Цилиндрическая проекция
Цилиндрическая проекция – проекция усеченной сферы на прямоугольник. В данной проекции и вертикальныелинии остаются прямыми, а горизонтальные — изогнуты. Это одна из основных проекций виртуальных панорам.

Ч

Ш

Шифт-объектив
Шифт-объектив — объектив со сдвигом оптической оси, применяется для компенсации или усиления перспективных искажений. Эффект шифт-объективов может быть заменен съемкой с использованием более короткофокусной оптики и последующей сшивкой с использованием панорамных программ, например, PTGui.

Шифт-адаптер
Шифт-адаптер — переходник, позволяющий осуществлять сдвиг оптической оси на обычном объективе. Пример: шифт-адаптер от Аракс-фото

shift_animation

Широкоугольный объектив
Широкоугольный объектив – объектив, у которого фокусное расстояние меньше диагонали кадра. Для 35-мм камер обычно считается менее 35 мм, для камер ASP-C – менее 28 мм.

Щ

Э

Эквидистантная проекция
Эквидистантная проекция – проекция сферы на прямоугольник с соотношением сторон 2:1. В данной проекции вертикальные линии остаются прямыми, а горизонтальные приобретают специфические дугообразные искажения. Эквидистантная проекция является базовой при cшивке фотографий для изготовления сферических виртуальных панорам.

Ю

Я

0

1

2

3

35-мм камера
35-мм камера — формат камер, у которых размер формируемого изображения равен 24х36 мм, что равно изображению на пленке шириной 35 мм (узкой пленке, пленке 135-го форамта)

360х180
360°х180° – угловой размер эквидистантной проекции. Применяется для демонстрации того, что данная панорама является полной сферической панорамой.

360х360
360°х360° – угловой размер двух полных сфер. Как правило, под этим термином подразумевается стандартная виртуальная панорама с углом обзора 360°х180°. В отдельных случаях это может означать, что не только можно посмотреть вверх на 90°, но и разрешен переворот через голову (не поддерживается большинством современных плееров панорам, т.к. большинство неподготовленных зрителей это приводит к дезориентации).

3D-головка
3D-головка – штативная головка, которая позволяет осуществлять наклоны по трем осям. С подачи производителей иногда ошибочно путается с панорамной головкой или даже со сферической панорамной головкой. Слово «панорамная» 3D-головка свидетельствует лишь о том, что возможно изолированное вращение вокруг вертикальной оси, но не позиционирование NPP относительно осей вращения. Для съемки сферических панорам и изготовления виртуальных туров 3D-головка подходит крайне слабо. Примеры:

4

5

6

7

8

9